КБУ

Прокуратура ЗАТО г. Заречный разъясняет о видах ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки, деликты (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые) и преступления. За их совершение физические лица подлежат соответственно дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности, а юридические лица - административной и гражданско-правовой ответственности.

Наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.

Данная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который в свою очередь содержит 40 норм (статьи 8.1 - 8.40), устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. 

Например, ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Типичными нарушениями выявляемыми органами прокуратуры на территории Пензенской области является захламление прилегающей к организации территории выброшенными твердыми коммунальными и офисными отходами (упаковка из-под продуктов, документы), отсутствуем экологической документации (договоров на вывоз мусора, паспортов отходов).

Гражданско-правовая ответственность также является эффективным механизмом охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. При рассмотрении гражданских дел этой категории главной задачей является обеспечение принципа полного возмещения причиненного вреда, учет экологического вреда природе, здоровью человека, взыскание вреда, причиненного правомерными действиями.

Уголовная ответственность установлена за совершение экологических правонарушений наивысшей общественной опасности и предусмотрена главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (Экологические преступления).

Особую значимость при охране окружающей среды имеют вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В этой связи 13.07.2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2021 года.

Федеральным законом устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

На хозяйствующих субъектов возложена обязанность по утверждению и согласованию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Федеральным законом определен алгоритм действий эксплуатирующих организаций при возникновении аварийных ситуаций